Родителям

Самовольные уходы детей из дома: предотвратить и помочь 09.12.2022

Самовольные уходы детей из дома: предотвратить и помочь

«Меня ищут – значит, я нужен».

Петя Л., 12 лет

 

Самовольный уход – тайное или явное добровольное оставление дома ребёнком. Уходы случаются достаточно часто, в любом возрасте, происходят осознанно или стихийно, с мотивами и без мотивации. В момент ухода ребёнок может не чувствовать ответственности за свои действия, не думать о последствиях. Эмоциональное состояние детей при этом также может быть разным.

Дети уходят не только из неблагополучных семей. Практика показывает, что около 70 % «уходящих» – дети, воспитывающиеся в относительно благополучных семьях. Они уходят из дома в поисках приключений, развлечений и удовольствия, драйва, игры, из любопытства, вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.

Причины осознанных, мотивированных уходов в основе имеют внутренний конфликт и чаще всего лежат в семейной сфере, ее неблагополучии. В этих случаях уход часто носит протестный или защитный характер.

По статистике за 8 месяцев с начала 2022 года в Ярославской области совершено около 300 самовольных уходов несовершеннолетних из дома; в отдельных муниципальных районах количество уходов детей из семей выросло в среднем более чем на 60 %!

Безнадзорность ребёнка или его самовольный уход из дома – наиболее распространенная причина возникновения ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, вовлечения их в совершение преступлений и правонарушений.

Ответственность родителей в ситуациях детских уходов характеризует качество исполнения родительских обязанностей, за неисполнение которых в надлежащей мере предусмотрена административная ответственность.

Уходы ребёнка из дома влекут за собой серьёзные последствия: нарушив «барьер семьи» и находясь без надзора взрослых, дети привыкают к безответственной позиции, могут начать лгать, бездельничать, совершать кражи. Дети могут попасть под опасное деструктивное влияние и быть втянутыми в преступные и аморальные действия – попрошайничество, пьянство, токсикоманию, наркоманию, ранние беспорядочные половые связи, правонарушения, асоциальный образ жизни. Кроме того, самовольно уходящий из дома ребёнок может стать жертвой насилия.

Чтобы дети не попали в беду, важно понимать причины, условия самовольных уходов, факторы их формирования у несовершеннолетних.

Используя информацию, представленную в данной статье, родители смогут не допустить ситуации детских уходов из дома, а в случае их совершения – эффективно действовать. Помочь детям обрести родительскую защиту, психологическую безопасность и семейное благополучие – задача каждой современной семьи, имеющей детей.

Что считать самовольным уходом из дома?

Безвестное отсутствие ребёнка в течение одного часа с момента установления факта его отсутствия, либо с момента наступления времени, оговоренного для возвращения.

Отсутствие несовершеннолетнего, сообщившего родителю или иному законному представителю, о своём местонахождении и отказывающегося возвращаться в семью.  

Причины самовольных уходов детей из дома

Причины самовольных уходов детей из дома условно делятся на три группы:

- Психологические (проявление личностных особенностей ребёнка, девиантное поведение, желание выйти из травмирующей ситуации, отсутствие контакта с близкими людьми, другие).

- Социальные (неблагоприятные межличностные отношения ребенка со взрослыми и сверстниками, самоутверждение, конфликтные ситуации и насилие в семье, жестокое обращение с детьми, занятость родителей на работе, другие).

- Медицинские (диагноз «дромомания»).

Каждый случай самовольного ухода требует анализа причин и условий его совершения, мотивов ухода.

Маркеры самовольного ухода

На что необходимо обратить внимание, чтобы предотвратить уход ребёнка из дома?

- Ребёнок избегает говорить со взрослыми на некоторые темы.

- У ребёнка наблюдаются частые изменения в настроении и поведении (замыкается в себе, чувствует себя одиноким, тревожится, испытывает боязнь без явных причин).

- Ребёнок склонен к совершению импульсивных действий, по результатам которых не может объяснить их причины.

- Ребёнок жалуется на кого-то из ближайшего окружения.

- Ребёнок совершил проступок, опасается реакции взрослых, испытывает страх наказания со стороны родителей.

- Ребёнок остро реагирует на слова и действия взрослых.

- У ребёнка наблюдаются признаки повышенной раздражительности, вспышки агрессии, которые он часто гасит «уходом» из ситуации.

- Ребёнок прямо говорит о своём желании уйти из дома.

- Ребёнок собирает личные вещи, продукты, деньги.

- Ребёнок проводит много времени на улице.

Мотивы самовольных уходов детей из дома

Мотивированные уходы случаются на фоне стрессовой или психотравмирующей ситуации, с которой ребёнок затрудняется справиться самостоятельно и хочет из неё «выйти» сменой обстановки.

Немотивированные уходы могут возникнуть иметь разные основания:

– на фоне скуки, стеснения, негативного эмоционального состояния (раздражительность, озлобленность) и появлением острого стремления к освобождению от стеснений, к перемене обстановки. В этих случаях ребёнок может уходить из дома один, в паре или группе детей;

– под влиянием импульса, когда стремление к уходу непреодолимо и реализуется вне зависимости от ситуации. В этих случаях ребёнок часто уходит один;

– без внешних поводов и причин, в спокойном состоянии, при наличии психического заболевания. В этих случаях уход чаще совершается в одиночку.

 Возрастные особенности детей, совершающих самовольные уходы

Уходы детей из дома в разном возрасте имеют некоторую специфику:

- В дошкольном и младшем школьном возрасте (3-8 лет) уходы чаще совершаются из любознательности, любопытства, не всегда мотивированы, носят импульсивный характер. Уходить могут как робкие и забитые дети (из страха наказания), так и шустрые, активные. Несвоевременное возвращение домой часто происходит вследствие слабой ориентировки во времени, недостаточного самоконтроля. Уходят дети и с целью защиты от острых переживаний боли, обиды, оскорбления, нанесенных родственниками. 

- В подростковом возрасте уходы могут носить разный характер: протестный (против повышенной опеки или недостаточного внимания родителей), защитный (в ситуациях острых конфликтов, насилия и жестокости в семье). Уходы могут совершаться в паре или в группе, иногда излишне романтизируются подростками.

Практически каждый самовольный уход – это крик ребёнка о неблагополучии. Уходящие из дома дети часто ожидают от родителей разговора, некоторых перемен, перехода на другой уровень общения.

Ключевые потребности детей, совершающих уходы, и их обеспечение в семье

Анализ причин уходов показывает, что наиболее часто (в 85 % случаев) встречающимися потребностями детей при совершении уходов из дома являются:

– потребность в познании мира и поиске новых ощущений, что проявляется в свободном бесконтрольном времяпровождении на улице, которое дети обозначают как «желание гулять» (71,3 % случаев);

– потребность быть частью социальной группы, обозначенную уходившими как «ушёл за компанию, загулялся» (13,7 % случаев).

Удовлетворение познавательных и социальных потребностей без наблюдения
и контроля взрослых повышает уязвимость детей внешним негативным влияниям, создает угрозу их безопасности.

* Как избежать ухода? Важно обратить внимание родителей на организацию досуга и дополнительного образования детей, позволяющего удовлетворять потребность в познании мира и получении новых впечатлений, формирование у детей  навыков самоконтроля, ориентировки во времени, привычки информировать родителей о своем местонахождении из чувства ответственности и заботы о родителях, развитие социальных качеств, формирование навыков безопасного поведения на улице, своевременный родительский контроль

В 10,1 % случаев самовольные уходы оказались связанными с нарушением отношений между родителями и детьми, семейными конфликтами. За этими уходами просматриваются неудовлетворенные актуальные потребности детей:

– в безопасности и защите;

– в родительской любви, принятии, взаимопонимании, доверии, искренности, уважении, привязанности к взрослым;

– в психологическом комфорте.

* Как избежать ухода? Важно обратить внимание родителей на культуру супружеских отношений и качество общения с детьми в семье, социально одобряемый образ жизни, совместные с детьми семейные дела, трансляцию позитивных семейных ценностей, заботу членов семьи друг о друге. Из жизни семьи должны уйти ссоры и конфликты между родителями и детьми, агрессия, насилие, физические наказания, травля. Особенно внимательно следует относиться к детям в периоды изменения семейной ситуации (развод родителей, появление в доме отчима или мачехи, рождение детей).

В 3,1 % случаев причины уходов свидетельствуют о наличии у детей трудностей социально-психологической адаптации: неподчинение требованиям к соблюдению режима и дисциплины в семье (1,3% случаев); проблемы адаптации ребенка в замещающих семьях, в семьях с неродными взрослыми (0,9% случаев); трудности социализации из-за асоциальной направленности личности (0,9 % случаев).

* Как избежать ухода? Важно обратить внимание родителей на принятие детей, доверительные отношения с детьми, возможности самореализации и общения со значимыми взрослыми. За проблемным поведением детей всегда стоят дефициты, требующие восполнения.   

Часть детей, совершивших самовольные уходы, показала наличие проблемы снижения родительского контроля за времяпровождением детей в свободное от учёбы время (0,9 % случаев). Это способствует повышению риска создания неблагоприятных для детей ситуаций в условиях улицы.

* Как избежать ухода? Важно обратить внимание родителей на активное и неформальное участие в жизни детей, родительский контроль за местонахождением и времяпровождением детей, организацию содержательного досуга, использование возможностей дополнительного образования детей, родственных связей и других семей, имеющих детей.

Наименее часто причины уходов связаны со стремлением детей к самостоятельности (0,6 %) – потребность в отделении от родителей; отклонения в психическом развитии детей (0,3 %).

* Как избежать ухода? Для удовлетворения потребности в самостоятельности детям в рамках семьи важно давать ответственные поручения, создавать ситуации выбора и принятия решений, осуществлять непрямой родительский контроль, оказывать помощь только по запросу ребёнка или при необходимости вмешательства. Готовить ребёнка к самостоятельной жизни и труду, бытовой ориентировке, учить самообслуживающему труду. Организовывать отдых детей в оздоровительных лагерях, ходить в семейные туристические походы.  

При наличии у ребёнка психических отклонений при часто повторяющихся уходах или попытках уходов важно обратить внимание родителей на помощь специалистов (наблюдение терапевта, психиатра, психолога, поддерживающее лечение), родительскую поддержку. 

Семейные факторы риска самовольных уходов детей из дома

Факторы риска повышают вероятность совершения детьми самовольных уходов из дома при возникновении определенных условий и обстоятельств. Предлагаем перечень семейных факторов риска для проведения экспресс – «аудита» риска уходов в собственной семье. 

Семейными факторами риска уходов чаще всего являются нарушения в детско-родительских отношениях:

- Отсутствие партнерских отношений с ребенком (на равных, с уважением к личности ребёнка).

- «Барьерные» родительские позиции:

– отвергающая позиция (ребёнок – «тяжелая обязанность», «обуза», в отношении ребёнка родители не терпеливы, постоянно критикуют недостатки ребёнка);

– позиция уклонения (контакты родителей с ребёнком носят случайный и редкий характер; ребёнку предоставляется полная свобода и бесконтрольность);

– позиция доминирования по отношению к детям (родители непреклонны, суровы по отношению к ребёнку, ограничивают его потребности, социальную свободу, независимость, воспитывают ребёнка через дисциплину, режим, угрозы, наказания);

– отвергающе-принуждающая позиция (родители приспосабливают ребёнка к выработанному ими образцу поведения, не считаясь с его индивидуальными особенностями, предъявляют завышенные требования к ребёнку, навязывают ему собственный авторитет, не признают прав ребёнка на самостоятельность).

- Отсутствие единства требований родителей к методам и результатам семейного воспитания.

- Негативные стили воспитания (повышенная опека, авторитаризм или попустительство родителей).

- Жестокое обращение с детьми, насилие в семье.

Ситуацию с самовольными уходами детей из дома могут также спровоцировать или усугубить психические заболевания у членов семьи, антисоциальное поведение родителей, конфликтная обстановка в семье, социальное неблагополучие в семье, низкий образовательный уровень и недостаточная интеграция ребёнка в социум, высокий уровень  требований родителей к учебе и поведению детей, недостаток внимания, заботы и поддержки в семье, семейная установка на сокрытие неблагоприятных факторов («не выносить сор из избы»). 

Семейные факторы защиты от самовольных уходов

В противовес факторам риска действуют факторы защиты, усиливая детей и подростков в субъективно сложных для них ситуациях. «Аудит» защит поможет определить новые опоры и векторы в укреплении «внутреннего стержня» ребёнка, детско-родительских отношений, семьи. 

Родительские факторы: 

- Принятие родителями – поведение родителей, формирующее ощущение нужности и «любимости» у ребёнка. При безусловном принятии ребенок имеет искренние, доверительные, эмоционально теплые отношения с родителями, ощущает себя любимым, нужным и необходимым, не испытывает недостатка во внимании и общении. Родители внимательны к внутренней жизни ребёнка, принимают его таким, какой есть, уважают индивидуальность, одобряют интересы. Негативные поступки ребёнка не снижают его ценности для родителей. 

- Искренний интерес родителей к жизни ребёнка (школьной, внешкольной).

- Внимание к настроению, чувствам и переживаниям ребёнка (как прошел день, какие события происходили, какие события порадовали или огорчили и др.).

- Умение слушать и поддерживать ребёнка (внимательно, не перебивая, с сочувствием, пониманием, добрым советом).

- Создание собственного пространства ребёнка в квартире (уголок, комната).

- Поощрение устойчивых интересов, занятий ребёнка и создание условий для их регулярности и системности.

- Знание круга общения ребёнка в школе и вне школы, поддержка дружеских отношений ребёнка с одноклассниками, детьми из других семей.

- Разумный родительский контроль.

- Положительный пример родителей и других членов семьи.

- Последовательность родителей в своих действиях.

- Отсутствие родительских угроз в адрес детей о последствиях совершения ими нежелательных действий, поступков (выгнать из дома, отказаться от ребенка, отдать в детский дом и другие).

- Поддержание привязанности ребёнка к родителям, его социальной активности, самоконтроля, уверенности в своих силах, проявлений отстаивания своих границ и преодоления соблазнов.  

    Семейные факторы:

- Наличие правил поведения в семье (что можно и что нельзя делать), их исполнение.

- Исполнение обещаний как правило жизни семьи.

- Духовно-нравственные ценности в семье (любовь, доброта, честность, умение помогать другим и принимать помощь, радость от общения с близкими и родными, ценность жизни, другие).

- Здоровый образ жизни семьи.

- Тесные доверительные отношения между членами семьи. 

- Совместное планирование отдыха и досуга в семье. 

- Разговоры о будущем детей (мечты, планы, цели, способы их достижения).

- Психологическое, педагогическое, правовое просвещение членов семьи.

- Создание условий для общения ребенка с друзьями.

 

История Снежаны

Хочется представить вниманию читателей историю одной семьи, в которой воспитывался ребёнок-беглец. Эта история показывает, насколько важны в воспитании семейные факторы.

Снежана воспитывалась в полной семье, была младшей дочерью.  Ключевой ценностью в семье был труд (на производстве, в поле, на огороде).
Мать в семье была человеком занятым, больше «по хозяйству», от воспитания детей часто устранялась, ведя домашние дела и сельхозработы. Семейного отдыха в традициях семьи не предусматривалось, досуг редко организовывался из-за необходимости обеспечивать семью (в составе семьи проживали пожилые люди, требующие заботы, и их взрослые дети, не отделившиеся от родителей к зрелому возрасту).

К воспитанию детей в семье большее отношение имел отец – требовательный, неравнодушный, ответственный человек. Отец воспитывал дочерей в строгости, много времени уделял их учёбе, был членом родительского комитета, посещал родительские собрания в школе. Дети хорошо учились, радовали родителей достижениями учёбе, спорте и творческих делах. Снежана была способной девочкой. За хорошую учёбу Снежану премировали поездкой в пионерский лагерь «Артек».

Вернулась из лагеря Снежана другим человеком: родителям казалось, что дочь стала более взрослой и самостоятельной. Отец реже посещал школу, поскольку поменялся классный руководитель Снежаны и он не нашел контакта с ним. Начался учебный год, 8-й класс. Родители стали замечать изменения в поведении дочери – не так откровенно рассказывает о событиях в школе, много времени и внимания уделяет своей внешности, среди друзей появились мальчики. Снежана стала меньше времени проводить дома, перестала ходить на тренировки в секцию, много гуляла. В один из обычных дней родителям позвонил классный руководитель с просьбой обратить внимание на школьные прогулы и снижение успеваемости у Снежаны. Вечером того же дня дома был найден настоящий школьный дневник девочки с неудовлетворительными оценками и проведен серьезный разговор.

После пережитого разговора поведение Снежаны не изменилось – она была не раз замечена в кражах денег из семейных накоплений, брала чужие вещи без разрешения членов семьи и портила их неаккуратным использованием. Родители находились в замешательстве, не зная, какие воспитательные воздействия оказывать и какие меры предпринимать.

Поняв, что подорвала доверие родителей, Снежана чувствовала себя виноватой, начала убегать из дома, употреблять психоактивные вещества. Бывали ситуации, когда в течение двух недель родители и старшая сестра разыскивали «проблемную» по разным домам и семьям, дискотекам, пытались вразумить её. Родители консультировались
по ситуации с дочерью у врача-психиатра, нарколога. Сама Снежана отказывалась от посещения врача.   

С большим напряжением Снежана закончила 9-й класс. После получения аттестата она поступила учиться в один их колледжей области, уехала жить отдельно от родительской семьи. Заселившись в общежитие, девушка активно самоутверждалась, наводила «свои порядки»….

На 3-м курсе после нескольких жалоб коменданта общежития на поведение и образ жизни Снежаны отец приехал в общежитие, во время разговора с директором и комендантом вступился за ребёнка (дал защиту), при этом с дочерью поговорил очень жестко: прекращаешь «валять дурака», учишься и живёшь, как все однокурсники!

Встряска вкупе с защитой, понимающей и поддерживающей позицией членов семьи и колледжа, переоценка внутренних позиций и возможностей самореализации, страх «потерять семью» помогли «развернуть» ситуацию в позитивное направление: Снежана «взяла себя в руки», смогла устранить все задолженности по предметам и завершить обучение.

К счастью для всех, этот трудный период в жизни семьи был пройден, и девушка позитивно включилась в жизнь общества.

По полученной специальности в дальнейшем Снежана не работала, поскольку основным мотивом выбора профессии при поступлении было желание «уехать подальше от дома». Работа девушки была связана с контактами с людьми, она много путешествовала благодаря частым командировкам. Помня свой печальный опыт
в подростковом возрасте, девушка начала помогать людям, попавшим в трудные жизненные ситуации, занималась обучением новичков, работала с молодыми кадрами.

Личная жизнь Снежаны сложилась хорошо – она вышла замуж за человека значительно старше себя, живет в любви и заботе, счастлива. Семья ведёт социально одобряемый образ жизни, детей не имеет.

Данная история показывает, насколько важна роль матери в воспитании девочек, как важно родителям быть в постоянном контакте с классным руководителем ребенка, вовремя заметить признаки неблагополучия у детей, обеспечить занятость детей конструктивными делами, а в ситуации неблагополучия - дать детям родительскую защиту и оказать грамотную помощь.   

 Действия родителей по предупреждению самовольных уходов детей, в том числе повторных

Способы действия родителей по предупреждению самовольных уходов детей из дома:

- Постарайтесь минимизировать факторы риска и усилить факторы защиты ребёнка в семье.

- Обращайте внимание на местонахождение ребёнка в течение дня.

- Постарайтесь ограничить детям время нахождения без присмотра взрослых.

- Обращайте внимание на ближайшее окружение ребёнка, знайте адреса проживания и контакты его друзей и знакомых, места времяпровождения детей.

- Постарайтесь планировать и организовывать полезную занятость, отдых, досуг детей.

- Обучайте детей основам безопасного поведения на улице, ориентировке во времени, информированию родителей о своем местонахождении и времени возвращения домой.

- Постарайтесь обратиться за помощью к специалистам (педагогу-психологу, социальному педагогу, детскому врачу-психиатру), классному руководителю.  

Действия родителей в ситуации самовольного ухода детей из дома

В случаях самовольных уходов детей и подростков из дома:

1.    Сохраняйте понимающую и принимающую позицию по отношению к ребёнку: ни один проступок не умаляет ценности ребёнка.

2.    Спокойно и уравновешенно при задержке ребёнка более часа от назначенного времени возвращения:

- позвоните друзьям, знакомым, родным, к которым мог пойти ребёнок;

- позвоните классному руководителю;

- позвоните в близлежащие больницы, справочную «Скорой помощи», органы полиции.

3.    В случае не обнаружения ребёнка сделайте письменное заявление в органы полиции, по месту проживания.

4.    В случае обнаружения ушедшего ребёнка:

- сообщите в органы полиции о его возвращении;

- сообщите в школу (классному руководителю).

    Службы помощи и телефоны доверия

Уход ребенка из дома нельзя игнорировать. Единичный случай самовольного ухода может произойти в каждой семье, где растут дети. Если уходы (попытки совершить уход) носят системный характер и желание ребёнка уходить из дома становится образом его жизни – ребёнку особенно необходимы поддержка родителей и помощь специалистов.

-  Здесь Вам помогут: https://resurs-yar.ru/files/spr_help/spr_help_2022.pdf

-  Телефоны доверия, антикризисная помощь: https://resurs-yar.ru/telefony_doveriya/

-  Общероссийский единый телефон доверия: 8-800-2000-122  

Юлия Валисава, Тамара Семёнова, Мария Орлова

ГОУ ЯО
«Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»