Родителям

В поиске родительских ресурсов 23.09.2022

В поиске родительских ресурсов

Важно слушать детей

Эффективность родительской заботы предполагает построение отношений в семье с позиций близости к ребенку, заботы о нем и настроенности на преодоление трудностей. Услышать ребенка, понять его, помочь в общении – важная задача взрослых, хотя подчас отложить дела и побыть с ребенком бывает сложно для взрослого. Контакт – это путь постижения способа переживания эмоциональных состояний, возможность разделения чувств.

Развиваем личность ребенка

Для развития личности ребенку требуется уважительное внимание, справедливое отношение со стороны других людей и признание ими его ценности. При общении со старшими, которые видят ребенка во всей его неповторимости, формируется важное ощущение ребенком своей самоценности. Только имея в опыте переживание ценности собственного «Я», человек способен ценить и уважать «Я» другого, у него рождается готовность к диалогу.

Собственная оценка, закрепленная в форме суждения, становится опорой, поддерживающей личность перед лицом внешних оценок. В диалоге «Я» укрепляется, создаются моральные ориентиры, появляются самооценки, на основе которых возникает социальное поведение.

Совместный поиск ответов на важные вопросы

Ребенку свойственно задавать много вопросов. Это свидетельство его интереса к миру и себе в мире. В понимании взаимоотношений людей, смысла собственных и чужих действий особенно нуждается подросток, которого начинают интересовать достаточно серьезные вопросы человеческого существования. Иногда взрослый считает, что у него уже должны быть готовые ответы на вопросы детей. Но это не так. Ответы часто не лежат на поверхности, и в их поисках требуются глубокие раздумья. Очень важно побуждать ребенка самому находить ответы на интересующие вопросы. Если у взрослого есть своя точка зрения и он так же высказывает свои мысли, - рождается диалог. Хотя, надо отметить, что во многих случаях взрослые привыкают общаться с ребенком монологически, и поэтому у детей ограничен опыт диалогического общения с взрослыми.

Приобщить ребенка к диалогу может только взрослый, сам овладевший культурой диалога. Если взрослый владеет искусством диалогического размышления над проблемой, получает удовольствие от данной деятельности, у него есть шанс сделать и для ребенка этот процесс радостным. В ходе диалога у взрослого возникает доступ к собственным мыслям и мыслям ребенка, возможно достижение критического к ним отношения.

Не будем забывать: существенно важно, чем наполнено время, проведенное взрослым вместе с ребенком, при этом опыт собеседования бесценен для ребенка.

Психолог ГКУ ЯО Агентство Мишурова Елена Юрьевна