Родителям

К началу учебного года 31.08.2022

К началу учебного года

Мишурова Елена Юрьевна,

психолог, главный специалист ГКУ ЯО Агентство

 

Ученик, который учится без желания, — это птица без крыльев.

Саади

 

Приближается 1 сентября – начало нового учебного года. Хочется поздравить учеников, педагогов и родителей с новым учебным годом, пожелать новых успехов!

Проходя через этапы своего развития, ребенок включается в решение все новых задач. Ученые открыли такую закономерность развития: периоды преимущественно индивидуального развития сменяются периодами социального развития. Проследим жизнь ребенка: первый год – этап эмоционально-насыщенного общения с близкими, ухаживающими за ребенком, взрослыми (социальное развитие); второй и третий годы жизни – овладение посредством игрушек навыками обращения с предметами (индивидуальное развитие); возраст от трех до семи – проигрывание сюжетно-ролевых игр (социальное развитие), младший школьный возраст – занятие учебной деятельностью (индивидуальное развитие), подростковый возраст - общение со сверстниками (социальное развитие), юность – профессионально ориентированная учебная деятельность (индивидуальное развитие).

Учебная деятельность является ведущей для полноценного психического развития ребенка на протяжении нескольких лет в младшем школьном возрасте. Значимость учебной деятельности нельзя умалять. Без нее не разовьются в должной мере познавательные способности. Поэтому так важно психологическое включение ребенка в учебную деятельность, чтобы она являлась его основной деятельностью, чтобы он комфортно чувствовал себя в социальной позиции ученика. Этому способствует переживание школь­ником успеха и связанных с ним положительных эмоций, возникающих, если учебные задачи посильны и выполнимы.

Когда ребенок не справляется с учебной деятельностью, он теряет к ней интерес. Полезно фиксировать, отмечать и поощрять удачи ребенка в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначитель­ные. Следует уделить внимание тренировке воли ребенка, развитию желания доводить начатое до конца, не откладывая его на «потом» при первых же трудностях.

Положительными показателями школьной адаптации является адекватное ситуации поведение ребенка, установление позитивных контактов с учителем и сверстниками, овладение навыками учебной деятельности, стремление получать положительные оценки и отзывы. Необходим установленный режим жизни и занятий, а также мотивация ребенка и его родителей на овладение все большим кругом знаний, учебной деятельностью, преодоление трудностей в учебе.

Для укрепления желания ребенка учиться имеет наличие у него всех необходимых учебников, пособий, принадлежностей. Если взрослые хотят, чтобы ребенок научился самостоятельности, необходимо пройти этап совместных действий. Здесь взрослому, возможно, понадобятся терпение, доброта, изобретательность. Для вхождения в работу приготовление уроков лучше начать с простого задания.

Проблемы могут быть в мотивационной сфере. Как наиболее эффективная рассматривается познавательная потребность, позволяющая ребенку приобретать новые знания, так как они интересны для ребенка сами по себе. Потребностями, побуждающими к учебной деятельности, могут быть такие потребности, как получение одобрения родителей, приобретение высокого статуса в среде сверстников и т.д.; для старшеклассников актуальна потребность использования знаний для обретения в последующем престижной профессии.

Ресурс развития познавательных интересов содержит система дополнительного образования, предоставляющая возможность занятий по интересам (спортивные, музыкальные кружки и т.п.). Благоприятна возможность пользоваться библиотекой, где ребенок может сам выбрать книгу; особенное значение имеет посещение музеев, театров.

Если развитие ребенка было затруднено в дошкольном возрасте, существует большой риск проблем в школьной адаптации. Причин школьной дезадаптации у детей много: плохое здоровье, недостаточное развитие психических функций восприятия, памяти, мышления, воображения, педагогическая запущенность. Нарушения в процессе усвоения информации приводят к быстрой потере интереса в учебной деятельности. У некоторых детей складывается защитно-избегающая модель общения с взрослым: они пассивны, апатичны, безразличны, не относят к себе обращения и задания, адресованные всем детям. Другие дети ведут себя демонстративно-агрессивно. Для них характерно недружелюбие, неприятие норм учебного поведения.

Важная составляющая обеспечения включенности ребенка в учебную деятельность является профилактика чрезмерного общения ребенка с компьютерными гаджетами, которое может вовлечь ребенка в компьютерную зависимость впоследствии. Иногда родители наряду с пониманием возможности подобных рисков затрудняются в понимании того, какие действия необходимо им предпринять. Запрет? Категорически нет. Хотя практика показывает, что другими средствами родители оказываются не вооружены.

Мы полагаем, что проблема довольно серьезная. И как у любой другой сложной проблемы, и в этом случае мы не должны рассчитывать на быстрые магические или волшебные средства. Ребенок самостоятельно не приходит к мысли о риске попасть в зависимость. На наш взгляд, родители должны простроить определенную логистику собственной деятельности в данном направлении. В частности, значительные усилия необходимо направить на расстановку правильных приоритетов в сознании ребенка. Как и любая зависимость, компьютерная зависимость предполагает состояние несвободы. Ребенок должен это осознавать и принять решение, подвергать или не подвергать себя этому риску. Ребенку необходимо понимание прикладной природы компьютера и цифровых технологий, то есть в итоге всех воспитательных профилактических мероприятий ему должно быть ясно, что компьютер не главная часть его жизни.

Чтобы включить ребенка в процесс размышлений над проблемой, разумеется, должны быть отлажены формы взаимодействия. Ребенок общается с родителем, если он воспринимает его как человека, с которым можно безопасно и продуктивно обсуждать те или иные проблемы, которому не жалко потратить время на общение и приложить усилия для оказания помощи в преодолении трудностей. Важно иметь хороший контакт с ребенком, которому значительно препятствуют конфликтные или враждебные отношения.

Здесь необходимо использовать технологии, направленные на улучшение понимания. Например, задавать вопросы, предполагающие поиски ответов, проводить резюмирование фрагментов обсуждения с целью обобщения материала и выделения главных мыслей.

Особенно сложно не пойти по пути легкого без усилий времяпрепровождения детям с несформированной учебной деятельностью, которая, как известно, включает как необходимые такие компоненты, как мотивация, исполнение и контроль. В таких случаях возможны частые отвлечения от учебы, трудности сосредоточения, и, в силу этого сложности достижения успешного результата в процессе решения тех или иных учебных задач.

Одна из самых частых жалоб приемных родителей: «У нас проблемы в школе». Дети не хотят делать уроки, прогуливают, не могут управлять собой и т.д. Нередко именно из-за проблем со школой, у приемных детей есть риск потерять семью второй раз. Хотелось бы, чтобы те взрослые, которым суждено стать значимыми для приемного ребенка людьми, а это педагоги и воспитатели, поняли этих детей и постарались им помочь.

Действительно, ребенок, не получивший опыта семейного воспитания, может выглядеть необычным. Он может не знать элементарного, не уметь себя вести, у него часты необъяснимые перемены настроения. Если взрослый настроен неприязненно, ребенок может и не поймет этого, но обязательно почувствует. Если глаза, тон голоса, движения взрослого выражают мысль: «Ты не такой, как надо», ребенок прекрасно ее считывает. Особенности детей, оставшихся без родителей, есть результат приспособления ребенка к ненормальным обстоятельствам. Если жизнь наладится и обстоятельства жизни сложатся благоприятно, благодаря адаптивным возможностям ребенок сможет приспособиться и к ним: наверстает многое из упущенного, раскроется по-новому. Дети от природы наделены жизненной силой, стремлением расти и развиваться.

Взрослые помогают приемному ребенку, если:

·                   не усугубляют напряжение, когда ребенок испытывает стресс, избегают осуждающего тона, упреков, замечаний;

·                   способны «не дать разгореться пожару», умеют вовремя сменить тему, смягчиться, тактично и по-доброму успокоить ребенка;

·                   умеют выдвигать требования без критики, формулировать требования позитивно и подсказывать выход из положения; вместо «Не кричи» предлагают ребенку: «У нас есть правило: говорить вежливо и спокойно. И ты попробуй».

Одной из задач является правильный подбор образовательного учреждения для ребенка. В определении учреждения, которое подходит ребенку, и где он сможет быть успешным, необходима помощь специалистов.