Родителям

16.05.2022

Лучшие модели и практики поликультурного воспитания субъекта РФ


№п/п

Наименование

Автор (авторский коллектив)

Контактные данные авторов

Место реализации

Рецензент

Статус (региональный, федеральный)

1.

Проект «Разноцветье сказок народов России»    

 

Коллектив   МДОУ «Детский сад №3 р.п. Семибратово» Ростовского МР, Ярославская область

Шустрова Вера Геннадьевна, заведующая

Громова Светлана Юрьевна, педагог - психолог

Телефон: 8(48536) 53-2-87

Электронная почта: detsad3sem@list.ru

 

МДОУ №3 п. Семибратово, Ростовский МР, Ярославская область

 

Жюри Регионального конкурс разработок (программ, проектов, уроков,

занятий) среди педагогических работников образовательных организаций «Народы России единством сильны» ГАУ ДПО ЯО ИРО (Протокол № 1 от 30.04.2021)

 

Региональный

 

Описание лучших практик

1.     Наименование практики ( модели, технологии, программы, проекта)

Проект «Разноцветье сказок народов России», занявший первое место на Региональном конкурсе разработок (программ, проектов, уроков, занятий) среди педагогических работников образовательных организаций «Народы России единством сильны» ГАУ ДПО ЯО ИРО (Протокол № 1 от 30.04.2021)

2.     Информация о разработчике, участниках и месте реализации (название, сайт, телефон, электронная почта, руководитель, контактное лицо)

Коллектив   МДОУ «Детский сад №3 р.п. Семибратово», улица Ломоносова, дом № 23, Ростовского МР, Ярославская область, Шустрова Вера Геннадьевна, заведующая

Громова Светлана Юрьевна, педагог – психолог, Телефон: 8(48536) 53-2-87, Пеункова Л.Н., воспитатель

контактное лицо Королькевич Елена Викторовна, старший воспитатель, электронная почта: detsad3sem@list.ru

3.     Аннотация, обоснование практической актуальности. В последние годы в России обострились проблемы национальной обособленности и межнациональных отношений. Сложная социальная ситуация усугубляется духовно-нравственным кризисом, который «душит» страну. Все это является питательной средой для обострения межэтнических конфликтов и напряженности. Сложившаяся ситуация является наиболее сложной для восприятия детей, мировоззрение которых только начинает формироваться. Подрастающее поколение является благодатной категорией граждан для любой целенаправленной деятельности, направленной на «разжигание» межэтнических конфликтов, «взращивание» расовых и этнических предубеждений. Более того, опираясь на них, он будет воспитывать и своих детей, а те – своих. Следовательно, проблема межнациональных отношений становится одной из актуальнейших и острых проблем не только современной России, от ее решения будет во многом зависеть будущее страны, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.

Проблема гуманизации ставит перед педагогами ДОУ задачу интенсификации воспитательного процесса, максимального насыщения его фактами и реалиями отечественной и мировой культуры, широкого использования ассоциаций, возникающих при восприятии художественных произведений.

Современное общество по своей структуре многонационально, и это прекрасно, поскольку у каждого из нас есть возможность познакомиться с традициями, обычаями, литературой и искусством других народов.

Российская Федерация - многонациональная страна. На её территории проживает более 150 народов. У каждой нации своя культура, свой характер, свои обычаи и традиции. У каждого народа есть произведения устного народного творчества, в которых отражены древнейшие представления о мире, о моральных нормах, о бытовых особенностях.

У каждого народа есть сказки. К сказкам всегда было особое отношение и предназначались они не только для детей, но и для взрослых.

Ученые отводят сказкам в этом процессе одно из ведущих мест потому, что «любая национальная литература вбирает в себя факты отечественной и мировой материальной и духовной культуры, культурные реалии современности и прошлого, специфические национальные обряды и обычаи, религиозные представления народа» (3, с.23).

Сказка как особая, образная модель мира близка и понятна детям дошкольного возраста. Она помогает ребенку справляться с избытком информации при недостатке знаний, по-своему понять окружающий мир. Благотворно влияя на интеллектуальное, эмоционально-­психологическое развитие детей, сказки способствуют воспитанию патриота своей страны, помогают формированию таких качеств, как стойкость, правдивость, оптимизм, доброта, человечность, трудолюбие.

«Диалог культур» понимается как переключение в другую культуру без отчуждения от родной. «Диалог культур» рассматривается как процесс «творческого понимания» культуры, когда чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже. По утверждению М.М. Бахтина, происходит «переключение в другую культуру без отчуждения от родной» (6, с. 355). При такой диалектической встрече нескольких культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет своё единство и открытую целостность, взаимно обогащая друг друга. Такое осмысление взаимодействия разных культур и их изучение позволяет расширить социальный, нравственный, эстетический, интеллектуальный кругозор воспитанников и воспитать подлинно культурного гражданина, способного к синтезу духовного опыта предшествующих поколений.

В сказках отражается душа народа, его быт, образ жизни, национальный характер. По сказкам народов России можно узнать, чем примечателен край, где их слагали, каковы обычаи и нравы его жителей. Сказки учат нас доброте, в них прославляется верность и честность, доблесть и стойкость, героизм, трудолюбие, смекалка, мудрость, дружба, взаимовыручка и справедливость. Сюжеты сказок могут быть похожими, они наполнены многочисленными деталями быта того народа, той земли, где живет сказка. И какой бы ни была сказка – русской, бурятской или дагестанской – её герои верят в победу добра и выходят победителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. А.М. Виноградова отметила роль сказок в воспитании нравственных чувств у детей – дошкольников. В сказках перед умственным взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образцы нравственности и морали. Образы сказок разных народов – и положительные, и отрицательные – прочно входя в жизнь детей, раскрывают перед ними в доступной форме понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Ребенок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приемами. Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного, доброго человека, умеющего постоять за свое достоинство. Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная, ни любая творческая деятельность ребенка в период дошкольного детства. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы. Чтение сказок разных народов имеет воспитательное значение. А сказка пользуется у детей огромной любовью. Она учит, вселяет в жизнь ребёнка оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения.

Описание проблемной ситуации, целей, задач, на решение которых направлен проект. Проблемная ситуация состоит в том, что с каждым годом в дошкольной образовательной организации возрастает количество детей разных национальностей ( в формате одной группы, количеством 25 человек, 30-40% детей – разных национальностей) Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к народной культуре через ознакомление со сказками народов России и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности. Задачи проекта: - сформировать у детей представления о сказках народов, проживающих на территории Российской Федерации, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах;

- содействовать развитию речи детей: обогащать словарь, повышать выразительность речи, развивать связную речь;

- создать условия для развития речи посредством обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации;

- воспитывать уважение к нравственным ценностям и культуре народов России.

4. Целевая аудитория. Воспитанники детского сада старшего и среднего возраста и их родители (законные представители).

5. Методическое обеспечение. Методическая и справочная литература ( список литературы прилагается в списке (описании проекта), конспекты к занятиям (например Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по сказочной карте России. Богатыри земли русской»), также прилагается в описании проекта, конспект беседа «Сказочные богатыри народов России»; игра-развлечение «Путешествие в сказку к русским богатырям»; презентация «Батыры из племени чудь»; игра-развлечение «Пера-богатырь»; викторина «Сказочные богатыри народов России».

6. Описание используемых практик, технологий, инструментария со ссылками.

7. Сроки, этапы, алгоритм реализации. Перечень программных мероприятий Проект рассчитан на 1 календарный учебный год ( с сентября по май) Сентябрь - чтение и обсуждение русских народных сказок: «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Хаврошечка», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк»; -дидактические игры: «Собери слово», «Сказки-загадки»;- подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Золотые ворота», «Салки», «Удочка», «Горелки»; - театрализованная деятельность (инсценировка сказки «Гуси-лебеди»); - оформление страницы «Книги сказок народов России». Октябрь - беседа «Соседи России»;- презентации: «Путешествие по Белоруссии и Украине»; - чтение и обсуждение сказок народов Украины, Белоруссии: «Колосок» и «Рукавичка» (украинская), «Два Мороза», «Почему Барсук и Лиса в норах живут» (белорусская).

- дидактические игры: «Сказки-загадки», «Сравни национальные костюмы».- подвижные игры: «Колдун» и «Перепелочка» (украинская), «Ёжик и мыши» и «Охотники и утки» (белорусская); - оформление страницы «Книги сказок народов России». Ноябрь - беседа «Народы России»; - чтение и обсуждение сказок северных народов России: «Мышка и лось» (хантыйская), «Гордый олень», «Как ворон землю мерил» (мансийские), «Айога», «Кукушка», «Белый медведь и бурый медведь» (ненецкие); «Лисица и птичка» (эвенская); - дидактические игры: «Закончи предложение», «Слог заблудился»; - подвижные игры народов Севера: «Оленеводы», «Олени и пастухи», «Отбивка оленей»;

- оформление страницы «Книги сказок народов России». Декабрь - беседа «Нас много в России!». Презентация «Татарстан и Башкирия»; - чтение и обсуждение сказок народов Башкирии и Татарстана: «Как собака нашла себе хозяина», «Бурая корова», (башкирские), «Волшебное кольцо», «Три совета отца» (татарские); - дидактические игры: «Найди отличия», «Назови одним словом»; - оформление страницы «Книги сказок народов России». Январь - презентация «Удмуртия», «Республика Марий-Эл»; - чтение и обсуждение сказок народов Республики Удмуртия и Марий-Эл: «Ловкий еж», «Лиса и Перепелка» (марийские) и «Красавица береза», «Батыры из племени чудь» (удмуртские); - подвижные игры: «Плыви, гусь, плыви, утка», «Поймай коня за хвост»; - оформление страниц альбома «Книга сказок народов России». Февраль - беседа с использованием видеоматериалов «Республики Чувашия и Мордовия»; - чтение и обсуждение сказок народов Чувашии и Мордовии: «Как мужик волка спас», «Перя-богатырь» (мордовские), «Большой заяц», «Сарыч и ворона» (чувашские); - литературная викторина «По страницам сказок»;- дидактические игры: «Найди пару», «Сказочный клубочек»; - подвижные игры: «Журавушка», «Слепой баран» (чувашские), «В платочки», «В курочек» (мордовские); - оформление страниц альбома «Книга сказок народов России». Март - презентация «Восточная Сибирь»; - чтение и обсуждение сказок народов Восточной Сибири: «Бай и охотник», «Как птицы царя выбирали» (хакасские) и «Как перевелись в Сибири львы», «Два барана и лиса» (бурятские); - подвижные игры: «Табун», «Ищем палочку», «Волк и ягнята» (бурятские), «Саргычах», «Медведь и пень» (хакасские); - оформление страниц альбома «Книга сказок народов России». Апрель - беседа с использованием видеоматериалов «Северный Кавказ»; - чтение и обсуждение народов Северного Кавказа: «Лев и комар» (адыгейская), «Волк и баран» (чеченская), «Волк и свинья» (осетинская), «Птица Куклухай» (даргинская); - дидактические игры: «Как их зовут» (герои сказок), «Выложи орнамент»; - оформление страниц альбома «Книга сказок». Май - беседа «Сказочные богатыри народов России»; - игра-развлечение «Путешествие в сказку к русским богатырям»; - презентация «Батыры из племени чудь»; - игра-развлечение «Перя-богатырь»; - викторина «Сказочные богатыри народов России».

8. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации практики. Перечень учебных и методических материалов находится в конце описания проекта, помещения в МДОУ типовые,   оборудованы в соответствии с требованиями САНПИН ам

9. Описание сфер ответственности. Все представленные мероприятия проводят воспитатели в группах. Работу с родителями проводят педагог-психолог и старший воспитатель. Работа с родителями включает: - анкета по теме «Сказка как средство развития речи детей дошкольного возраста»; - консультация «Создаем сказку вместе» (помощь в изготовлении «Книги сказок народов России»); - консультация «Работаем над сказкой» (для родителей дошкольников); - шпаргалка для родителей «Список сказок народов России для домашнего чтения дошкольникам».

10. Ожидаемые результаты. У детей сформированы представления о сказках народов, проживающих на территории Российской Федерации, об их особом содержании, стиле, о сказочных образах; повысился уровень развития речи детей: обогащен словарь, повысилась выразительность речи, улучшилась связная речь; созданы условия для развития речи детей посредствам обучения их импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации; сформированы основы уважения к нравственным ценностям и культуре народов России.

11. Система организации внутреннего контроля. Внутренний контроль осуществляется посредством анкетирования

12. Факторы, влияющие на достижение результатов. Благоприятный психологический климат в дошкольной образовательной организации, хорошее материально-техническое оснащение мероприятий проекта

13.Сведения о практической апробации проекта. Проект осуществлялся в МДОУ №3 п. Семибратово, Ростовский МР, Ярославская область. Сайт учреждения https://ds3sem-ros.edu.yar.ru