Родителям

Помогаем родителю общаться с ребенком. Третий – не лишний! 25.02.2021

Помогаем родителю общаться с ребенком. Третий – не лишний!

Эта статья посвящена умению беречь в себе состояние ребенка. Помните сказку про «Маленького принца», которую написал Антуан де Сент Экзюпери? Маленький мальчик никак не мог найти планету, где бы его понял кто-нибудь из взрослых. На его пути попадались очень серьезные люди, которые всегда чем-то очень вдумчиво занимались (правили планетой, восхищались собой, считали звезды, изучали географию, продавали пилюли, зажигали фонари, пили вино и много еще других дел делали). Принц долго путешествовал, пока не понял, что на его планете живется гораздо лучше, ведь там есть любимая капризная роза, маленькие вулканы, баобабы, возможность 43 раза в день наблюдать закат солнца и многое другое. Маленький Принц побывал в гостях у многих взрослых, но лишь один из них оставил неизгладимый след в душе. Это был взрослый, который умел говорить о том, что важно Принцу. Этот взрослый проникся заботами об оставленной розе, о том, как ей живется, о причинах ее капризности.

Конечно, у каждого взрослого много забот, одна из которых правильно воспитать ребенка. Взрослые считают, что чем быстрее ребенок научится вести себя правильно, тем лучше. Но дети не могут так быстро стать взрослыми. Каждому ребенку нужно полноценное детство, в котором есть «глупые разговоры», несерьезные занятия и непонятные привязанности. Почему ребенку скучно рядом с взрослым? А потому что взрослому скучно рядом с ним. Серьезный взрослый, как правило, не интересуется пустыми забавами, он давно уже знает, почему облака плывут по небу, листочки падают с деревьев и меняют цвет. Иногда родители и хотят, но испытывают большие затруднения в общении с ребенком и ощущение скуки, вынужденности и бессмысленности мешает им радостно общаться с ребенком на его темы. Некоторые процессы роста в ребенке происходят не так быстро, как хотелось бы взрослому. При таком нетерпении ребенок в ответ убегает от родителя, а родитель убегает от ребенка в себе.

Жаль, что многие, став взрослыми, навсегда расстаются с ребенком в себе. Взрослые дела требуют взрослости. А ребенку для общения нужен ребенок, который живет в его папе и маме. Хороший родитель - тот, кто умеет общаться со своим ребенком благодаря бережному отношению к ребенку в себе.

Маленький ребенок, как правило, очень эмоциональный, и часто открыто выражает свои чувства. Взрослому тяжело принимать эти чувства, он хочет, чтобы ребенок ими управлял, а желательно и не показывал вовсе плохое настроение, недовольство, обиду. Иногда взрослые в присутствии ребенка рассказывают о его «плохом поведении», легко называют его злым, вредным, хитрым. Они забывают, что ребенок очень тонко чувствует отношение к нему. Если сын или дочь вдруг насупит брови, замолчит, отвернется, взрослые могут спросить: «Я что неправду говорю?» или «Вот он всегда так!». Такое отношение взрослых, мягко говоря – неделикатно. Это разрушает отношения. Ваш внутренний ребенок подскажет, как это больно – получать отрицательные оценки.

Что такое состояние ребенка и зачем оно нужно?

Многим кажется, что в жизни лучше быть реалистом, не читать сказок, не верить в чудеса. Еще такие люди обычно думают, что все на свете поддается разумному объяснению, а то, что нельзя объяснить – просто не существует, или это – глупость. Как Вы думаете, они познали счастливое детство?

Известный психолог К.Юнг говорил, что внутренний ребенок «воплощает жизненные силы; воплощает пути и возможнос­ти, о которых наше сознание не имеет никакого пред­ставления... Он выражает самое сильное и непреодолимое стремление каждого существа, а именно – стремление к самореализации". Наверняка каждый из нас может вспомнить ситуацию из жизни, когда умное решение не приходило, это состояние похоже на тупик, на износ творческих сил, на топтание по одному месту. Именно в таких ситуациях на помощь может прийти внутренний ребенок, потому что он знает нечто, о чем мы, повзрослев, забываем. Ребенок не мудрствует, его реакции естественны, но при этом удивительно целесообразны, он следует движениям души.

Как актуализировать состояние ребенка?

Попробуйте сделать следующее упражнение: займите удобное положение, расслабьтесь и закройте глаза, затем вспомните свою любимую игру в детстве, постарайтесь увидеть всю обстановку, детали окружающего пространства, свою мимику, выражение лица, эмоции, сам процесс игры. Почувствуйте себя внутри этого воспоминания, ощутите свой детский взгляд на мир, не замутненный и чистый. Поиграйте мысленно в ту игру, которую Вы увидели. На прощание, мысленно обнимите малыша, улыбнитесь ему и поблагодарите за проведенное время.

Такое путешествие придаст вам сил, а может быть и подскажет новую идею, новое творческое решение в жизненных затруднениях. Чем чаще Вы будете в контакте со своим внутренним ребенком, тем легче вам будет находить общий язык и со своими детьми, которые чувствуют малейшие перемены состояний взрослых и отзывчиво на них реагируют.

В заключение, приведем отрывок из одной истории. Ее сочинила маленькая девочка 8 лет. Это история во многом поучительна, возможно, и Вы найдете в ней для себя какой-то смысл?..

«Жило-было облако, и оно не знало, что было волшебным. Оно всегда улыбалось и не умело плакать. И вот однажды волшебник решил подарить облаку краски, которыми оно должно себя раскрасить чтобы отличаться от всех остальных облаков. Облако так и сделало, а поскольку краски были волшебными, оно научилось плакать, но плакало теперь облако только от смеха. Краски на облаке были разноцветными. Как-то раз оно проснулось от палящих лучей солнца и от жары у него потекли разноцветные слезы. Так получилась радуга. Радуга вначале была как доска, но вот под ней потекла река, и чтобы ее не задеть, радуге пришлось прогнуться – и она стала еще красивее. Радуга не знала, что волшебное облако кинуло в нее семечко. А семечко проросло с дождем, поначалу это был росток с красными листьями, потом стали появляться желтые, зеленые, синие веточки. Так родилось разноцветное дерево. Когда жители радуги подошли к нему, они увидели, что дерево дает плоды: красная ветвь дарит яблоко, зеленая – лайм, синяя – виноград, а желтая – лимон. Ночью это дерево горело как салют. Жителям захотелось взять от него саженцев и они начали брать от корней отростки, но каждый отросток, вырастая, был не похож на главное дерево, один саженец вырастал белым, другой только синим, третий – красным. А все это было потому, что в семени главного дерева было спрятано четыре самых важных цвета и его корни были разноцветными. Дереву дали название Радужное, а волшебное облако стало королем неба».

Эта сказка о зарождении жизни, о непохожести одного на другое, о необходимости цветов и красок, о любви к чуду.

А какие сказки есть у Вашего внутреннего ребенка, какую планету ищет он?

 

 


Статью подготовили Зенина Татьяна Евгеньевна

главный специалист ГКУ ЯО Агентство

Мишурова Елена Юрьевна

главный специалист ГКУ ЯО Агентство