Родителям

ВНИМАНИЕ, БУЛЛИНГ! 08.02.2021

ВНИМАНИЕ, БУЛЛИНГ!

Если в кабинке туалета регулярно запирают слабого мальчика и не выпускают оттуда, распускают негативные слухи о ребенке-любимчике учителя — это проблема и педагогов, и детей, и непосредственно родителей.

К сожалению, в России и во всем мире травля продолжает оставаться частью школьной жизни, поэтому необходимо знать о ней как можно больше и уметь правильно реагировать в случае обнаружения, чтобы далее прекратить. Принцип «не буду вмешиваться — сделаю только хуже» может оттянуть или усугубить ситуацию, также, как и неправильные родительские советы: «дай сдачи» или «не обращай внимание».

На сегодняшний день ТРАВЛЯ или БУЛЛИНГ — одна из наиболее актуальных проблем в школах и в детских коллективах. Она порождает многочисленные негативные явления и последствия: увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к распространению и усилению агрессии, насилия, снижению успеваемости, повышению риска тревожного и депрессивного расстройств.

ТРАВЛЯ/БУЛЛИНГ (ОТ АНГЛ. BULLYING) — это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны других членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью.

Выделяют ПРЯМОЙ и КОСВЕННЫЙ буллинг.

Прямая травля происходит в основном в младшей школе, а косвенная наиболее распространена в средней и старшей школе.

ПРЯМОЙ буллинг может проявляться в виде:

1. ФИЗИЧЕСКОЙ АГРЕССИИ (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, прикосновения сексуального характера);

2. ВЕРБАЛЬНОГО (СЛОВЕСНОГО) БУЛЛИНГА (обзывательства, жестокие шутки, издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.).

3. СОЦИАЛЬНОГО БУЛЛИНГА или ИЗОЛЯЦИИ (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).

Гораздо сложнее выявить проявление КОСВЕННОГО буллинга, который включает в себя такое поведение, как распространение слухов и ложной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия выявляется только, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу.

С распространением интернет-технологий и мобильной связи увеличилась виртуальная активность детей в социальных сетях. Появился новый вид буллинга с использованием современных технологий общения — КИБЕРБУЛЛИНГ — совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью сообщений в мобильных телефонах, сети Интернет и иных электронных устройствах.

Примеры КИБЕРБУЛЛИНГА: отправка жертве оскорбительных сообщений; передразнивания жертвы в режиме онлайн; размещение в публичном доступе личной информации, направленной на причинение вреда или унижения ребенка; ведение блогов или форумов в социальных сетях, целью которых является оскорбление и унижение жертвы, причинение ей психологических переживаний и страданий.

В последнее время этот вид буллинга становится доминирующей формой агрессии, часто сопровождается другими формами насилия. КИБЕРБУЛЛИНГ — скрытый для окружающих процесс, но дети, которые подверглись травле в виртуальном пространстве, получают не менее серьезную психологическую травму различной степени тяжести. Поэтому от родителей требуется особо чуткое внимание к фактам его проявления.

БУЛЛИНГ оказывает влияние абсолютно на всех участников агрессии. Безусловно, вся тяжесть последствий в первую очередь ложится на ребенка, который оказался в роли жертвы.

Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, по статистике, они чаще совершают попытки суицида.

Взрослые, которые были в детстве жертвами буллинга, проявляют более высокий уровень депрессии и более низкий уровень самооценки, страдают от социальной тревожности, одиночества и беспокойства, часто страдают депрессиями в среднем возрасте и тяжелой депрессией в зрелом возрасте.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, есть высокий риск попасть в криминальные группировки.

ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ МОЖНО ПОНЯТЬ, ЧТО ВАШ РЕБЁНОК ЯВЛЯЕТСЯ ЖЕРТВОЙ ТРАВЛИ?

• Ребенок теряет интерес к школе, ищет причины не ходить в школу. Внезапное нежелание или увеличение нежелания ходить в школу является одним из основных маркеров буллинга. Некоторые школьники подвергаются издевательствам по пути в школу или из школы, следовательно, заслуживает внимание «задержка» ребенка из школы.

• Изменения в настроении и поведении. Ребенок кажется замкнутым, одиноким, тревожным, мнительным и боязливым без явных на то причин. Подобную изменчивость не стоит путать с изменением социального и внутреннего мира подростка, когда его повседневное поведение все больше зависит мнения сверстников.

• Часто болеет и жалуется на боли в животе, в груди, головную боль при отсутствии соответствующих симптоматике заболеваний, теряет аппетит.

• Нередки нарушения сна и ночные кошмары, что может проявляться в нежелании ложиться спать по вечерам (в сочетании с нежеланием вставать по утрам), общей бессонницей, которая указывает на беспокойство.

• У ребенка есть следы насилия: синяки, порезы, царапины или рваная одежда, которые не объясняются естественным образом (т.е. не связаны с игрой, случайным падением и т. п.) Все это может свидетельствовать о физических издевательствах. Иногда же суть издевательств сводится к преднамеренному уничтожению или хищению имущества жертвы.

• У ребенка наблюдается повышенная раздражительность и утомляемость, ухудшается успеваемость в школе. Зарубежные исследователи относят также внезапное «погружение» ребенка в повышение своей успеваемости к возможным признакам травли.

• Появляются запросы на дополнительные деньги. Человек, который запугивает, может заставить жертву украсть (из магазинов или дома) для него какие-либо предметы или вещи. Это дает агрессору не только деньги или имущество, которые были украдены, но и «психологическую власть» над человеком, которого он запугивает.

• Отдает предпочтение взрослой компании, имеет мало друзей или не имеет их совсем.

• Избегает мест и предметов, напоминающих о болезненных для него событиях, касающихся школьной травли.

• Отказывается разговаривать на «неудобные темы», не желает объяснять, в чем причины его переменившегося настроения и поведения. Помните, что издевательства часто окружены секретностью. Агрессор может угрожать усилением атаки и более суровым поведением в случае, если ребенок обратится за помощью к третьему лицу

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПОДВЕРГСЯ ТРАВЛЕ?

• Оказать психологическую и эмоциональную поддержку ребенку, дать понять ребенку, что вы на его стороне и приложите максимум усилий, чтобы урегулировать ситуацию с травлей. Важно показать, что вы услышали ребенка. Что он больше не один на один со своей проблемой, что взрослый знает и обязательно поможет. Скорее всего, потребуется серия бесед с ребенком, особенно если у него критическое эмоциональное состояние, потому что он - в серьезной опасности.

• Не поддаваться паническим и агрессивным настроениям, сохранять спокойствие. Первоочередная задача — успокоиться самому и успокоить ребенка, обеспечив ему ощущение защищенности и эмоционального комфорта. Ваша тревога только усугубит травму ребенка, а эмоции не позволят установить доверительный контакт для преодоления травли.

• Внимательно выслушать ребенка. Разобраться в причине и последовательности событий, задавать вопросы и попытаться узнать его мнение по поводу причины сложившейся ситуации. Прислушиваясь к ребенку, мы сообщаем ему о нашем признании, теплоте и заботе о нем. Это также жизненно важно для укрепления чувства собственного достоинства ребенка-жертвы и повышения его самооценки. Ребенок должен, с Вашей помощью, проанализировать свои действия и понять, могли ли его поступки послужить причиной травли. Это поможет ему разобраться, может ли он самостоятельно повлиять на ситуацию; понять, что необходимо подкорректировать в собственном поведении, чтобы в новом социуме ситуация с травлей не повторилась. Ни в коем случае не критиковать и не обвинять ребенка в сложившейся ситуации. Важно донести до него мысль, что на месте «жертвы» может оказаться каждый.

• Уверить ребенка в том, что проблема не у того, кто является жертвой, а у того, кто выступает агрессором. Шаблон, который является общим для всех моделей поведения агрессоров, заключается в том, что обидчик утверждается в своей самооценке «нездоровым» способом. Это является показателем неадекватного восприятия себя и окружающего мира. Иногда психологи называют это доминантным поведением, т.е. желанием получить власть над другими людьми.

• Обучение навыкам преодоления трудностей. Понимая такую особенность буллинга, как дисбаланс власти, стоит объяснить ребенку, что агрессор тем сильнее, чем сильнее расстраивается или злится жертва. Буллинг — игра власти, в которой побеждает тот, кто не расстраивается и не злится. Наоборот, юмор, молчание или уверенный ответ, то есть неагрессивная защита себя, могут предотвратить дальнейшую атаку. Тогда агрессору перестанет нравиться игра и, не получив желаемого, он отступит. По сути, родитель здесь выступает в роли «тренера» для своего ребенка.

Статья подготовлена С.В.Филиной, педагогом-психологом ГУ ЯО ЦПО «Ресурс», по материалам руководства для подростков про буллинг: КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ И ПОЧЕМУ НЕ СТОИТ НАПАДАТЬ НА ДРУГИХ / Под редакцией академика РАО А.А. РЕАНА. Москва, 2019

Руководство можно найти на сайте ГУ ЯО «Центр профориентации и психологической поддержки «Ресурс» по ссылке

http://resurs-yar.ru/files/slujba/paket/dp/15034175v1.pdf

Здесь же находится РУКОВОДСТВО ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ И ПРОФИЛАКТИКЕ БУЛЛИНГА. Для школьной администрации, учителей и психологов/ Под редакцией академика РАО А.А. РЕАНА. Москва, 2019

http://resurs-yar.ru/files/slujba/paket/dp/15034194v1.pdf

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ВОВЛЕЧЕН? Руководство для родителей про буллинг / Под редакцией академика РАО А.А. РЕАНА. Москва, 2019

http://resurs-yar.ru/files/slujba/paket/dp/15034187v1.pdf

Все пособия рекомендованы Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России.