В Службу помощи родителям обращаются мамы и папы детей старшего школьного возраста (15-16 лет) с проблемой: «Ребенок перестал учиться». Попробуем разобраться как быть родителям в этой ситуации.
Для начала рассмотрим психологические особенности возраста:
1. Появляется симпатия к противоположному полу. Большая часть уже имеют друзей-подружек, в качестве пары или делает вид, что они пара.
2. Желание самоутвердиться и выделиться. Быть крутым, доказать, что ты чего-то стоишь. Способы порой не имеют значения.
3. Чувство «принадлежности» к чему – то. Субкультуре, компании, спортивной секции – ты должен быть с кем-то. Ну, или против всех.
4. Желание признания. Стремление, чтобы его воспринимали как взрослого.
5. Поиски себя и смысла. Подросток пытается понять мир: как может быть по-другому, не так, как в семье. У него начинаются поиски - другой морали, другой жизни, поиск себя. Он должен понять, как устроен мир и как он хочет жить. У него есть смелость делать иначе, переходить границы для того, чтобы не жить так, как родители. Важно помнить, что через отрицание ребенок формирует принятие ценностей.
Учитывая данные особенности возраста, постараемся найти причину и ответим на вопрос: «Почему ребенок перестал учиться?».
Проанализируйте следующие факторы относительно Вашего ребенка:
1. Одним из факторов подросткового кризиса является сниженная успеваемость – ведь отношения со сверстниками и утверждение собственной позиции в обществе сейчас на первом плане.
2. Поговорите с ребенком – постарайтесь выяснить какие у него отношения с одноклассниками. Как в классе относятся к тем, кто учится хорошо, и к тем, кто не учится? К кому подростки демонстрируют большее уважение. Если почувствуете, что смещение ценностного ориентира, нужно разговаривать, стараться примерами показать и добиться того, чтобы ребенок сам сформулировал и принял ценность образования.
3. Иногда неосторожное слово личностно значимого человека (родителей, бабушки, друга семьи и т.п.) может привести к тому, что подросток «надевает» на себя образ неудачника и живет по принципу: «Ты мне говоришь, что я лентяй, вот я и буду лентяем». Подросток очень раним, поэтому, ненавязчиво, в разговоре старайтесь поднимать его самооценку, находите возможность хвалить за успехи его самого, а вот ругать и выражать недовольство не им, а его поступком.
4. Иногда, подростки «нащупывают» меру дозволенного, демонстрируют родителям полное непослушание и утверждают, что «это их жизнь». В таких случаях следует позволить «набить немного шишек» - пока не выпускной класс – пусть получит опыт двоечника, но Вы обязательно должны потом создать условия для того, чтобы он понял, что он многого лишился, когда решил перестать учиться – в прошлом году Вы гордились его успехами, рассказывали друзьям об успехах, подарили что-то, чего он хотел, сейчас этого нет…
5. Может быть из-за тревожности и особенностей гормональной перестройки ребенку стало трудно справляться с учебными обязанностями? Попробуйте сходить с ним к психологу. Техники снятия эмоционального напряжения иногда идут на пользу когнитивным способностям. Иногда помогает обыкновенный массаж.
6. Если раньше было желание учиться, а потом оно пропало – следует подумать, что именно послужило поводом смены отношения к учебе? Конфликт с учителем? Его обидели или оскорбили? Его недооценили на уроке? А может быть незаслуженно отругали? – разговаривайте с ребенком – старайтесь как можно больше узнать о его внутренних переживаниях, только понимая причины, вы сможете помочь.
7. Одной из причин снижения успеваемости может быть буллинг (травля) в классе, когда ребенку приходится «выживать» в школе, а не учиться. Подросток может ничего не говорить о своих проблемах. Но есть признаки, игнорировать которые нельзя:
ü Физические отметки (такие как порезы и ушибы) без логического объяснения, особенно если они часто встречаются.
ü Ребенок больше не хочет ходить в школу или участвовать в общественных мероприятиях, не проводит время с друзьями.
ü Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
ü Ребенок говорит о чувстве одиночества, ведет себя скрытно и замкнуто.
ü Чрезмерное беспокойство, привязанность к родителям, сопротивление повседневным делам.
ü Необычно агрессивное поведение, запугивание более слабых.
ü Жалобы на физические боли без каких-либо медицинских причин (например, головные боли, проблемы со сном, пищевые нарушения).
ü Внезапное снижение успеваемости и трудности в концентрации внимания.
ü Если Вы считаете, что ребенок подвергается буллингу, то вам необходимо вмешаться и совместно с классным руководителем, психологом, директором школы исправить ситуацию.
8. Нет мотивации? Разговаривайте с ребенком – постарайтесь «нарисовать» вместе с ним картинку будущего – какой будет его жизнь – семья, квартира, отдых, машина, и важно! – какая должна быть работа? Подросток должен сам сделать вывод, что нужно работать, чтобы удовлетворять свои потребности. Ему нужно понимать, что нужно получить образование чтобы работать на той работе, которая позволила бы занимать то место в обществе, которое он хочет. Обращайте внимание ребенка, когда смотрите фильмы, и на примере знакомых проговорите: как у кого сложилась судьба – какая модель поведения взрослых ему нравится, а на кого он не хочет быть похожим. Важно, чтобы ребенок сам сделал вывод, что для того, чтобы идти работать ему нужен аттестат об окончании школы, и обучение в колледже или в ВУЗе.
Разговаривайте с ребенком!
Нужно понимать, что одним разговором не обойтись, нужно ненавязчиво, методично обращать внимание подростка на необходимость и ценность образования.
Шипкова Е.Н., учитель высшей
квалификационной категории,
руководитель Службы помощи
родителям Ярославской области