Почему тема сложностей взаимоотношений родителей и подростков является актуальной во все времена? Причин много. Это и склонность подростков к протестному поведению, и проблемы их взросления и самоопределения, сопровождающиеся усиленными поисками образа собственного Я. При этом не всегда родители готовы одобрить изменения в поведении, выбор круга общения, новые увлечения и предпочтения, связанные с процессами формирования идентичности подростков.
Поддержанию бесконфликтного общения с детьми способствует эмоциональная устойчивость взрослых, их способность сохранять стабильность психических процессов, несмотря на сильные эмоции, умение сохранять спокойствие и последовательность поведения в разных ситуациях.
Эмоциональная устойчивость связана с типом темперамента человека, но определяется и уровнем культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.
Если взрослому трудно контролировать эмоции, полезно понять причины таких сильных переживаний, так как нежелательные эмоциональные проявления – это внешний знак внутренних психологических проблем.
Некоторые люди склонны к катастрофическому мышлению, к преувеличению любых негативных событий в жизни. Катастрофизацию называют «эффектом бинокля», так как склонный к ней человек раздувает негатив до гигантских масштабов, не основываясь на объективной реальности. При этом есть риск появления таких неприятных состояний, как тревога, мрачные предчувствия, испорченное настроение.
Возможно, здесь действует следующий механизм: сначала мы воображаем ужасный сценарий, а потом, когда опасения не подтверждаются, испытываем облегчение. Мозг «гонится» за этими приятными ощущениями и подталкивает к катастрофизации.
Способом преодоления такого искажения в мышлении является стремление мыслить реалистично и конструктивно. Для этого полезно попрактиковаться в следующем:
«Подумайте, что бы Вы сказали близкому человеку, если бы он был на Вашем месте и мучился от тревоги. Скорее всего, Вы взывали бы к логике и фактам и постарались мягко убедить его, что для беспокойства нет причин. Теперь попробуйте сказать всё то же самое себе».
Используйте «я-сообщения» – высказывания, в которых вы говорите о своих чувствах. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но при этом сделайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в необидной для него форме. Такое общение улучшает контакт между родителем и подростком, дети начинают учитывать желания и переживания взрослых.
Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал. Полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а затем доброжелательно «озвучить» чувства ребенка. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие необходимо.
Когда дети чувствуют готовность взрослого слушать и понимать их, они продолжают рассказывать о случившемся. Активное слушание близких людей помогает ребенку самому понять, что он чувствует, назвать собственные эмоции и постепенно с ними справиться.
Мишурова Елена Юрьевна,
психолог, главный специалист методического отдела ГКУ ЯО Агентство